Чудо дерево осина

Осина (490 кг/м3) - незаслуженно позабытое строителями и мастерами-древоделами древо. Ее древесина обладает рядом умопомрачительных свойств: она белоснежнее, чем у остальных пород деревьев средней полосы; по стойкости к истираемости практически приравнивается к древесине дуба; отлично обрабатывается на токарном станке и просто режется. Равномерность древесины дозволяет совершать порезки фактически в любом направлении, не скалывая и не сминая ее.

Издавна из осины делают нетяжелую и крепкую посуду. Чтоб сделать резной ковш либо ложку, этнические умельцы распаривают болванки в кипящей воде. Опосля этого она режется наточенными приборами также просто, как репа. Говорят, что в посуде из осины даже не киснут щи и не прокисают соления. Вероятно, имеется в древесине какие-то вещества, убивающие гнилостные бактерии. И совершенно не зря в некоторых местах клали хозяйки в квашеную капусту осиновое поленце.

Древесина превосходна еще и тем, что долго сберегается в воде, а при высыхании не покрывается трещинами и не коробится. Потому исстари из осиновых бревен вязали колодезные срубы. Для сооружения бани не сыскать лучшей древесины: высокопрочна и долговечна, отлично хранит тепло, а при прикосновении не обжигает тело - поэтому и на полок не будет необходимости стелить коврик. Даже в краях, богатых строевым лесом, строить бани любили из осины, правда, такое предпочтение ей отдавали только там, где встречались осинники с прямыми стволами и здоровой древесиной.

На корню осина недолговечна, так как достаточно легко поражается сердцевинной гнилостью. Поэтому валить дерево нужно в возрасте 40 - 45 лет.

Раньше купола и крыши храмов и остальных построек покрывали осиновым лемехом (все купола церквей в Кижах покрыты осиновой щепой), который от солнца и дождя со временем становился серебристым. Такая крыша не только благовидна, но и крепка, она долго не гниет.

О том, какой крепости может быть это дерево, говорит любопытный вариант. Не так давно в Ленинградской области нашли домик, срубленный более чем сто лет назад из осины. Сохранился он непревзойденно. От сухих, как будто каменных бревен со звоном отскакивал топор.